Колесо годаТеория

О вычислении времени лунарных праздников Великого Колеса Года

В этой небольшой статье, практически заметке, мы займёмся небольшим разбором такого практического момента, как установление более-менее точного времени наступления восьми колдовских праздников Великого Колеса Года.

Для начала напомним, что это за праздники… Автор впервые о колдовских праздниках узнал довольно давно, ещё в конце 90-х годов прошлого века из просачивавшихся в наш российский информационный вакуум викканских источников. Собственно, именно на более-менее общепринятой платформе Викки долгое время и базировалось личная практика автора. Восемь праздников Великого колеса года по интерпретации западных авторов – это ключевые временные точки смены естественных потоков магической силы самой планеты Земля, или если быть точным – потоков силы в местах, где существует соответствующая традиция – в Северном полушарии земли, севернее тропического пояса (ибо тропики, экватор и Южное полушарие живут по другим закономерностям изменения естественных потоков энергии планеты – где-то зеркальным, где-то совершенно иным). Так или иначе, но мы, будучи жителями Северного полушария и умеренного пояса привязаны именно к «классической» схеме времён колдовского года.

Идея Великого Колеса Года, вероятно, проистекает из дохристианских языческих представлений о смене сезонов; викканцы за основу взяли традицию кельтов, но аналоги таких традиций существовали и у других народов, включая славян. Данные традиции фактически являли собой солярно-лунарный календарь, весьма сильно завязанный на сельскохозяйственный быт соответствующих народов и племён. Собственно, оный календарь mutatis mutandis и сейчас используется не только приверженцами традиций или магами, но и людьми, занимающимися сельским хозяйством.

Солярная составляющая колеса года завязана на 4 астрономических солнечных события – два равноденствия и два солнцестояния, — которые соответственно делили год на 4 примерно равные части, 4 сезона если хотите. Даты равноденствий и солнцестояний – т.е. даты пересечения Солнцем небесного экватора в процессе видимого движения по эклиптике или даты нахождения Солнца в точках, максимально удалённых от небесного экватора,  — сравнительно стабильны и известны:

  • 20/21 марта – весеннее равноденствие (Остара),
  • 21/22 июня – летнее солнцестояние (Лита),
  • 22/23 сентября – осеннее равноденствие (Мабон),
  • 21/22 декабря – зимнее солнцестояние (Йоль).

Вместе с тем, только солярных циклов для ориентирования в природных циклах будь то с точки зрения взращивания и сбора урожая или с точки зрения магии – не важно, — оказывается недостаточно. И причиной тому является неизменная вот уже сколько миллиардов лет спутница нашей планеты – Луна. Из школьного курса географии и физики нам известно, что Луна вместе с Солнцем оказывают существенное влияние на движение толщи воды в океанах, на приливы и отливы. Известно также, что в новолуния и полнолуния приливные силы достигают своего максимума, что обусловлено пространственной конфигурацией источников гравитационных возмущений. Однако влияние Луны на мировой океан – далеко не единственный аспект, требующий внимания. Гравитационному возмущению подвергается и атмосфера, и земная кора, и мантия, и ядро – вся Земля в целом. Однако нас сейчас, вслед за нашими предками-земледельцами, в большей степени интересуют погодные аспекты такого влияния… и они имеются: воздух, атмосфера отнюдь не является хаотичной средой, как это может показаться на первый взгляд, все атмосферные процессы и явления жёстко детерминированы и подчинены закону причинности, а потому влияющая на океаны и всю Землю в целом Луна не может не влиять на погоду. И она влияет – достаточно только присмотреться и понаблюдать!

Соответственно, солярная календарная модель неминуемо требует уточнений и поправок, связанных с лунными циклами. Собственно, вероятно таким образом и произошло формирование нашего современного календаря, по сходной схеме сформировалось и представление о Великом Колесе Года, которое мы сейчас используем. Это колесо задействует в описании изменения естественных потоков силы не только циклы Солнца, но и корректирующие лунарные циклы.

 

В наиболее известном варианте Колесо выглядит примерно так:

В принципе, в такой последовательности и в такой календарной привязке большинством практиков указанные колдовские праздники и отмечаются.

Однако едва начинаешь задаваться вопросами, почему для лунарных праздников – Бельтайна, Лугнасада, Самайна, Имболка, — приняты жёстко фиксированные даты, в то время как лунарные циклы имеют как раз таки наоборот максимально плавающую привязку по датам, понимаешь, что жёсткая фиксация лунарных праздников выглядит в высшей степени искусственной.

 

Ещё больше в искусственности такой датировки убеждаешься после нескольких лет практики и наблюдений, когда рано или поздно один из праздников, рассчитанных по фазам луны и лунным дням, совпадает с «официальной» датой. Примером этому может стать Самайн 2011 года, когда дата по расчёту относительно полнолуния и официальная дата 30 октября – 1 ноября, практически совпали с разностью в несколько часов. В результате довольно многие имели возможность наблюдать Великую Охоту Самайна, прокатившуюся по умеренному климатическому поясу (и севернее), вместо обычной Дикой Охоты, наблюдаемой между Мабоном и Йолем. Разница, как оказалось, огромна – а причиной всему – совпадение настроек восприятия практиков, праздновавших на свой лад День Силы, и естественного пика силы.

Значит ли это, что случись настоящий Самайн неделей раньше или неделей позже, не было бы Великой Охоты? Вряд ли – Великая Охота – естественный процесс, он не зависит от наших желаний и устремлений. Однако многие бы зафиксировали, увидели, почувствовали Великую Охоту в «неурочный день»? Тоже вряд ли – нужна настройка.

Таким образом, вопрос правильной датировки лунарных колдовских праздников перед практиками всплывает с новой, ещё большей остротой.

Исследуя эту проблематику и пытаясь найти более-менее точный метод вычисления наступления лунарных Дней Силы, автор некоторое время основывался на природных явлениях, связанных с наступлением того или иного праздника.

В частности, для датировки Самайна использовалась привязка к первому полнолунию после выпадения первого снега после дня осеннего равноденствия; для датировки Бельтайна – первое полнолуние после зацветания ясеня, для датировки Лугнасада – первое полнолуние после начала созревания черники в лесах.

Больше всего проблем возникло с датировкой Имболка, который празднуется по традиции после появления первых признаков весны. Разумеется, для Северо-Запада России такой критерий как появление «первых признаков весны» может значить всё что угодно – от первых весенних трелей синиц до прилёта грачей (если они вообще куда-то улетали!).

И хотя подобные привязки давали довольно близкий к естественным ритмам земли результат, а ритуалы, проводимые в рассчитанные даты, шли более гладко и были эффективнее ритуалов в «официальные даты», оставалось некоторое ощущение неточности.

 

В конечном итоге автору попалось на глаза упоминание о том, что «Самайн является переходящим праздником и справляется через 21 лунный день после первого полнолуния, которое следует после осеннего равноденствия». В описаниях других лунарных праздников такой оговорки в источниках не встречалось, однако исходя из самой природы лунарных праздников Колеса Года можно с довольно большой степенью уверенности предположить, что подобное правило должно распространяться и на оставшиеся 3 праздника – Имболк, Бельтайн и Лугнасад. Более того, отсчитывание определённого числа лунных дней от соответствующего полнолуния будет давать примерные даты природных событий вроде времени зацветания ясеня или созревания черники в лесах.

 

Однако возникает вопрос, почему именно 21 лунный день, а не, скажем, 1 лунный месяц – т.е. следующее полнолуние?! Ответ на этот вопрос пока находится в стадии гипотетической догадки. Однако если учесть, что полнолуние – это 15-й или 16-й лунный день, то прибавка ещё 21 лунного дня даёт нам 7-й или 8-й лунные дни – дни, когда растущая Луна находится в близкой к первой четверти фазе. Фактически, это дни уравновешенного, усреднённого влияния Луны на процессы Земли, в определённом смысле дни равновесия.

 

Кроме того, следует учесть, что период между двумя солярными праздниками составляет около 3 – 3,5 лунных месяцев, а использование в расчётах схемы (полнолуние + 21 лунный день) относит нас примерно к середине соответствующего календарного периода, т.е. позволяет разделить год на примерно равные периоды, которые будут учитывать и естественные ритмы Силы.

Что же мы получаем в итоге?

Для вычисления точной даты лунарного праздника Великого Колеса Года нам необходимо знать точную дату и время наступления полнолуния, следующего за датой равноденствия или солнцестояния.

К этой дате нам нужно прибавить 21  лунный день. Лунный день (астрологический) – это 1/15 часть длительности растущей или убывающей фазы луны; для расчётов можно использовать значение лунного дня равное 0,9483 суток.

Таким образом, 21 лунный день будет приблизительно равняться 19,9143 суток или 19 суток 21 час 56 минут (в расчётах мы считаем, что 1 сутки =  24 часа).

Например, установим дату наступления Самайна в 2012 году (время Московское, UTC+4).

Осеннее равноденствие 2012 года наступило в 18:49 22 сентября 2012 г.

Следующее за равноденствием полнолуние наступило в 07:16 30 сентября 2012 г.

Произведя нехитрые вычисления получаем дату и время наступления Самайна в 2012 году:

 

30.09.2012 07:16

+

19.00.0000 21:56

———————-

20.10.2012 05:12

Ответ: 20 октября 2012 года 5 часов 12 минут

Таким образом, мы получили расчётные данные, с помощью которых мы сможем, как проверить сформулированные выше гипотезы, так и использовать полученную информацию для собственных практических нужд.

Акерон,

М.Г.Т.

02.10.2012 г. Н.Э.

Источник

Актуальное обсуждение

Форум научной ветви Гильдии Теней