Колесо года

Имболк

Все же собираются праздновать следующий праздник Колеса года?
Кто-то уже читал мою статью про Имболк, а кто-то видит ее впервые, надеюсь, она будет вам полезной.

Имболк традиционно отмечается 1 или 2 февраля (а чаще с 1 на 2 февраля), время, когда еще очень холодно, когда съедены все запасы, а до весны еще далеко. Но Природа совсем незаметно, но начинает просыпаться. Богиня возрождается и обновляется. Начинается период роста.

В Колесе года Имболк противопоставлен Ламмасу: и там, и там мы наблюдаем первый шаг при переходе к новому этапу жизни Природы. Еще не слишком заметный шаг, но… великие дела начинаются с первого шага.
И если Ламмас мы празднуем, ощущая легкую грусть по уходящему лету, то Имболк — это надежда на весну!

 

Обычно Имболк называют кельтским или ирландским праздником, но мы видим, что это не региональный или культурный праздник – так или иначе в эти дни свершается определенный переход в Колесе года, поскольку именно сейчас наступает переходная четверть на солнечном календаре, на полпути между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием, между Йолем и Остарой.

Не зря и на Востоке плюс-минус в эти дни отмечается и Новый год, и праздник весны. На западе отмечают Имболк, а мы, славяне, потихоньку движемся к масленичной неделе (с 12 по 18 февраля она у нас в 2018 году). Заметим, что нам снова тяжелее всех – до весны еще как до того самого Китая с его Новым годом. Ловить рыбу и выходить в море при наших морозах вообще не весело, да и скотина еще не отелилась, ибо очень холодно, значит, молоко будет позже, так что и праздновать особо нечего.
Вот и получается, что у славян Имболк, по сути, отсутствует, но мы, современные ведьмы, про него помним – глобализация, однако.

Так что же мы отмечаем? Ночь огней, день молока, пик зимы, первый луч надежды. Северные народы в это время находятся под тяжелым гнетом холодов. Даже сейчас для нас, горожан, морозы, снега, лед и ветер иной раз становятся катастрофой, что уже говорить о тех, кто ради согрева должен был топить печи и жечь огни, ради пищи регулярно подвергать себя опасности и полностью зависеть от милости Природы.

В начале февраля запасы пищи и дров иссякают, а рыбакам и охотникам в морозы не сопутствует удача. Во многих сердцах может в этот момент зародиться отчаяние, крайне важно собрать последние силы, верить в наступление весны, ведь Солнце уже пошло на прибыль. Вот и празднуется Имболк – ночь, когда все зажигают огни, обязательно выставляя свечи на окна, чтобы показать духам тепла, куда лететь, чтобы привлечь Солнце и обогреть озябшие души.

Древние народы полагали, что к этому дню Богиня Природы выздоравливает и после зимнего сна, и после рождения Бога Солнца. (Кельты связывали Богиню Природы с Богиней Бригиттой, а греки с Персефоной, возвращающейся на землю из Царства мертвых). С начала февраля Природа – это обновленная, возродившаяся дева, которая скоро выйдет на поверхность земли. В связи с этим время Имболка – это и время инициации. Например, для молодых ведьм и колдунов – в это время часто проводятся обряды посвящения, а также для детей, которых могут впервые усадить за стол с взрослыми членами семьи.

Снова гадают. Замечу, что тему смерти в этот день стараются не поднимать, чтобы не пугать и так уже отчаявшихся людей. Говорим о жизни. Так что гадают на урожай. И, конечно, на свадьбы, которые могут состояться весной. К Имболку этот вопрос становился особенно актуальным. Ведь у жителей дохристианской эпохи вопрос целомудрия особо не стоял – чем больше в деревне потомства, тем больше работников, тем здоровее племя. Вот и получалась пикантная (для нас) ситуация – те, кто правильно отмечал весенние и летние праздники, как раз родит детей. Кто хорошо погулял на Самайн, ждут прибавления или уже расходятся. Кстати, тема «пожить вместе до свадьбы» была вполне актуальна – если вы несколько месяцев вместе, а приплод не намечается, то какой смысл ждать дальше? Ну, если только любовь!
Опять же вспомним поцелуи под омелой в Йольскую ночь… Многие парочки как раз к Имболку определялись в своих симпатиях и снова стоял вопрос о свадьбе весной (зимой свадьбы не справляли – холодно и голодно). Поэтому в Имболк гадали на свадьбы, но личную жизнь не пытались устроить – она или уже устроена, или ждем до весны. К тому же это все-таки праздник юной богини – девственницы.

Хотя в современности многие ассоциируют Имболк с брачным ложем, на самом деле речь идет не о нем, а о ложе невесты, девы. Она спит одна, поскольку очень юная. К слову о ведьмах…. Проводя ритуал посвящения, многие из них могли выбрать себе спутника на ночь — в морозы вдвоем теплее. Но… В Имболк сексу уделялось мало внимания, важно скорее именно тепло. Опять же первые месяцы беременности, которая могла случиться после такой ночи, пришлись бы на трудное время, что не очень полезно и для матери, и для дитя. Так что даже постоянным парам в эти дни лучше уделить внимание невинным объятиям и дружеской нежности. Есть еще один забавный момент, почему Имболк не связан с сексуальными радостями, но об этом позже.

Зарождение жизни связано и с рождением потомства у домашней скотины – появляются детеныши и самки начинают давать молоко. Именно свежее молоко – главное угощение Имболка. Но в целом стол не слишком разнообразный: как мы уже знаем, запасы продуктов подошли к концу и сейчас важно отмечать символ, а не тратить ресурсы. Угощение похоже на наш масленичный стол – молоко, свежая сметана, масло, блины, варенье и мед, оставшиеся с осени. Ставят на стол соленую и вяленую рыбу, пойманную до холодов: свежей рыбы мы сейчас не увидим – рыбаки не могут выйти в море, мало и мяса – рачительный хозяин не зарежет ни новорожденный молодняк, ни только что отелившуюся корову.
Если же мясо сохранилось с осени, с Самайна, то на стол его подают, обильно посыпая перцем и травами, добавляя лук и чеснок – для поддержания сил и для уничтожения заразы (целительные свойства лука и чеснока наши предки хорошо знали). Богатые люди могли позволить себе зарезать курицу, но такая возможность была не у всех. А как раз блины на молоке и яйцах были доступны многим. Едят и просто хлеб, поджаривая его на сливочном или топленом масле, обильно натирая все теми же травами, луком и чесноком. Ароматы те еще! Это вам не сладкие пудинги Йоля, после которых так приятно целоваться. Так что дева после чеснока спит в одиночестве!

Из напитков мы можем попробовать горячее молоко с медом, травами и специями. Думаю, что сейчас каждая хозяйка может нагреть молоко с корицей и ванилью, добавив меда по вкусу. Пили и алкоголь: сладкое вино смешивали с кипящей водой, добавляли сухие листья розмарина, мяты, гвоздику и корицу. Для тех, кто боится за свое здоровье в холода, можно согреть вино, добавив сушеные ягоды облепихи и брусники. Если нет сушеных ягод, сгодятся и мороженные или перетертые с сахаром.
Не забудем мы и духов: в древности кружку горячего молока выливали в специально вырытую ямку около дома, обязательно ставили молока домашним духам, один блинчик (или кусок хлеба с маслом) также выносили на улицу, принося его в дар Природе. Между прочим, круглый, горячий, сытный блин символизирует… Что? Ну, конечно, Солнце. Обязательно подкармливают птиц – им сейчас крайне тяжело. Фигурку или рисунок синички можно поставить и на алтарь.
В день Имболка стоит оставить все дела. Откладывали прялки, убирали оружие. В такие холода надо бы поберечь силы, отдохнуть от дел. Следует очистить мысли и тело, чтобы весна понимала, как мы ждем ее – мы не заняты другими заботами, мы помним о ее приходе.

В отличие от других праздников Колеса года, Имболк – это праздник совсем домашний, камерный. Не желательно было посещать другие деревни, потому что там нет у вас близких, а дорога назад холодная и страшная. Не принято и приглашать гостей – это все же не Масленица, нет широких гуляний, сберечь бы то, что имеем, посчитать бы собственные зимние потери, обогреть бы свой дом. Да и двери лишний раз открывать не стоит, чтобы не звать в дом мороз.
Так что если вы планируете выходить из дома, постарайтесь вернуться до темноты, чтобы успеть приготовить кушанья и напитки, накрыть на стол, поставить свечи. А когда небо начнет темнеть, а горизонт окрасится закатными лучами, не включайте электричество – зажигайте свечи на столе и на окнах, обращайтесь к уходящему Солнцу и просите его завтра подняться снова. И пусть ваши свечи горят до утра, чтобы ваш огонь мог встретиться с рассветом, чтобы Солнце каждый день прибавлялось и постепенно согревало остывшую землю, чтобы в сердцах сохранялась надежда.
Дом и алтарь в этот праздник снова украшается вечнозелеными растениями, но теперь неплохо было бы найти цветы – смело отправляем падчерицу (или кого не жалко) в лес за подснежниками!

Если с подснежниками или с падчерицей совсем беда, то сойдут и сушеные растения и ягоды – лавровый лист, чистотел, мать-и-мачеха, розмарин, брусника, облепиха и т.п. Основные цвета – белый и голубой (чистота зимы) и желтый (Солнце). Из украшений выбираем белые и желтые ленты, символы ложа невесты. Например, можно на алтаре или на подоконнике соорудить из чистой белой ткани что-то вроде кукольной постели, украсить его кружевами и лентами. Дальше по желанию – вы можете сделать куколку-невесту и уложить ее на ложе, а можете оставить его пустым, приглашая в него юную Богиню Природы. В голове и ногах ложа ставятся белые свечи, которые вы и зажжете на закате дня, прося Природу благословить священный праздник.

Количество свечей в ночь Имболка зависит от вашего желания – источники не сходятся во мнении на этот счет. Видимо, это зависело от того, у кого сколько их вообще осталось к февралю. Важно лишь, зажигая свечи, помнить то, ради чего они горят: во имя весны, тепла, чистоты, обновления, любви, равновесия, новой жизни, надежды, силы, пути вперед.
Огонь, горящий в холодную ночь Имболка, отразится в солнечных лучах, и никогда не погаснет.

Благословенным будь Огонь!
Не сожги, а обогрей.
Освети путь в новую весну,
Сбереги дом и обитателей в нем.
Подари им истину, чистоту, здоровье и радость.
Ты яркий свет в темной ночи!
Останься в наших сердцах
Во имя Бога и Богини,
Во имя Природы и Солнца.
Да будет так.